Предложения для собственников о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Правление товарищества предлагает собственникам жилья рассмотреть вопрос о возможном заключении энергосервисного контракта включающего в себя  расходов на их проведение, объема ожидаемого эффекта, сроков окупаемости предлагаемых мероприятий

 

План мероприятий: последовательность действий

анализ текущего состояния систем коммунальной инфраструктуры;

формирование мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту систем коммунальной инфраструктуры, а также определение приоритетов в их реализации;

определение стоимостных показателей реализации мероприятий;

определение источников финансирования мероприятий;

оценка количественного (стоимостного) и качественного показателей ожидаемого эффекта.

 

Анализ состояния коммунальных систем и формирование мероприятий

Основной целью проведения анализа текущего состояния является выявление наиболее существенных проблем в системах коммунальной инфраструктуры, влияющих на эффективность деятельности организации коммунального комплекса (далее – ОКК). Результаты такого анализа должны использоваться при формировании мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту указанных систем, а также для определения приоритетов в их реализации. Важность данного этапа обуславливается тем, что полнота полученных результатов будет определять комплексность разрабатываемых мероприятий.

При оценке состояния систем коммунальной инфраструктуры необходимо учитывать весь производственный цикл (производство и транспортировка ресурсов). Предметом для анализа может быть изношенность оборудования, срок его службы и дата проведения последнего капитального ремонта (реконструкции, модернизации), аварийность оборудования (в том числе продолжительность аварий, приводящих к прекращению снабжения потребителей) и так далее.

Помимо этого, необходимо дать оценку соответствия существующих мощностей реальным потребностям. Для этого анализируется уровень потребления различных групп потребителей, определяются факторы, влияющие на изменение потребления услуг. Для получения комплексной оценки целесообразно проводить анализ изменения уровня потребления в динамике, за последние три–пять лет.

Условия эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры отражают эффективность деятельности ОКК. На данном этапе анализируется надежность снабжения потребителей услугами, доступность услуг ОКК для потребителей, рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), совершенствование организации производства и управления ОКК.

На основании проведенного анализа формируется перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ОКК. При формировании данного перечня также учитываются графики ППР, акты осмотра и результаты обследований элементов систем коммунальной инфраструктуры.

Определение стоимости мероприятий

Ни Федеральный закон № 210-ФЗ, ни Методические рекомендации по разработке производственных программ не устанавливают «жестких» требований к определению финансовых потребностей на реализацию мероприятий. Основное условие — экономическая обоснованность. Следовательно, ОКК может использовать различные подходы. Так, наиболее широко применяется сметный метод и укрупненные показатели стоимости строительства. Первый характеризуется более высокой точностью расчетов, второй — простотой и меньшими трудозатратами. Кроме того, стоимость мероприятия также может определяться на основании экспертных оценок, прейскурантов поставщиков оборудования и иных открытых источников информации. При этом в любом случае, стоимостные показатели должны учитывать изменения цен используемых ресурсов в период реализации программы. Например, если в расчетах финансовых потребностей на замену трубопровода, планируемую на 2011 г., применяется стоимость прокладки трубопровода по состоянию на 01.01.2008 г., целесообразно учитывать индексы инфляционного изменения цен в строительстве на 2008-2011 годы.

Для учета изменения стоимости ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу могут применяться индексы, разрабатываемые Министерством экономического развития России. Также могут быть использованы прогнозные показатели, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Все источники финансирования мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, можно разделить на две основные группы.

Первая группа — собственные средства: амортизационные отчисления (или арендные платежи, если это предусмотрено условиями договора аренды), средства, планируемые по «ремонтным» статьям, а также прибыль. 

Во вторую группу включаются финансовые средства, получаемые ОКК из внешних по отношению к ней источников. Такими источниками могут быть кредитные организации, предоставляющие заемное финансирование на срочной, платной и возвратной основе (в частности, банки), органы, осуществляющие распоряжение денежными средствами бюджета, и прочие источники. Однако, принимая во внимание низкую инвестиционную привлекательность коммунальной отрасли, ОКК обычно используют первую группу источников.

Оценка количественного и качественного показателей ожидаемого эффекта

Сформированный план мероприятий по повышению эффективности деятельности оценивается с точки зрения достижимости поставленных задач.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке производственных программ основанием для включения мероприятий является ожидаемый эффект от их реализации, который рекомендуется определять в количественном (стоимостном) и качественном показателях (далее также  — показатели). Количественный показатель отражает абсолютную величину экономии, а качественный — динамику изменения факторов, влияющих на производственную деятельность организации.

Требование определения величин указанных показателей обусловлены необходимостью оценки целей и результатов реализации тех или иных мероприятий. Эта информация необходима для принятия решений как для ОКК, так и для регулирующего органа.

Количественный (стоимостный) показатель ожидаемого эффекта рекомендуется определять как разницу между результатом реализации мероприятий, выраженным в экономии расходов на оказание услуг, и величиной финансовых потребностей на реализацию указанных мероприятий.

При определении количественного эффекта необходимо определять расходы на оказание услуг до и после реализации программы в сопоставимых условиях, то есть, с учетом изменения только в той части расходов, на экономию которых мероприятие направлено.

Можно предположить, что за краткосрочный период реализации производственной программы (1 год) стоимостной эффект от реализации масштабных мероприятий по капитальному ремонту и (или) реконструкции не будет достигнут. Так, при снижении удельного потребления электроэнергии (на 10%) экономия данных расходов, достигнутая за год (в рамках установленного тарифа) может не компенсировать финансовых потребностей на реализацию мероприятия.

Проиллюстрируем конкретным примером (цифры условные). 

Годовой объем отвода сточных вод составляет 20 000 тыс. куб.м. Удельный расход на перекачку 1 куб.м. сточных вод составляет 1,5 кВтч. Тариф на электроэнергию — 2 руб./кВтч. Расходы на электроэнергию в год, соответственно, составляют 60 000 тыс. руб. В целях снижения электропотребления организация коммунального комплекса планирует проведение мероприятий по

оборудованию (замене) канализационных насосных станций насосами с частотным регулированием. Оценочная стоимость мероприятий составит 7 500 тыс. руб. Годовая экономия от снижения удельного электропотребления на 10% составит 6 000 тыс. руб., что меньше размеров инвестиций. Таким образом, в рассматриваемом случае целесообразно оценивать данное мероприятие в масштабе более длительного периода.

Качественный показатель ожидаемого эффекта рекомендуется определять как соотношение величин показателей, сгруппированных в 4 блока, и характеризующих надежность снабжения потребителей товарами (услугами), доступность услуг для потребителей предоставления услуг ОКК, рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), совершенствование организации производства и управления ОКК.

Качественные показатели эффективности должны определяться исходя из следующих принципов:
– однозначность — изменения показателей должны однозначно характеризовать положительную или отрицательную динамику происходящих изменений: надежности снабжения потребителей, доступности услуг, рациональности использования ресурсов и организации производственного процесса и управления предприятием;
– измеримость — каждый показатель должен быть количественно измерен;
– доступность — регулирующие органы и ОКК должны иметь исходную информацию для расчета значений показателей;
– достижимость — целевые значения показателей должны быть достижимы ОКК в срок и на основании ресурсов, предусматриваемых разрабатываемой производственной программой.

В зависимости от типа показателя, эффект от реализации мероприятия может оцениваться через увеличение или уменьшение соответствующего значения к концу реализации программы.

Показатель эффекта может оцениваться:
– по каждому планируемому к реализации мероприятию; 
– по ряду мероприятий, если они направлены на оптимизацию конкретного показателя;
– по реализации конкретного мероприятия, влияющего на достижение целевых значений нескольких показателей.

При определении качественного эффекта возможно приведение среднего эффекта от реализации мероприятий к прогнозному росту тарифа за счет включения стоимости соответствующих мероприятий. Удельный показатель в данном случае отражает величину эффекта в процентах на 1 процент роста тарифа.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1225 в развитие Федерального закона № 261-ФЗ в рамках требований к содержательной части региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и энергоэффективности были утверждены соответствующие целевые показатели.

Перечень таких показателей коррелирует с качественными показателями Методических рекомендаций по разработке производственных программ в части систем водоснабжения. 
В таблице представлены значения качественных показателей, на которые оказывают влияние мероприятия плана по повышению эффективности деятельности организации. Изменения каждого из них вносит свой вклад в среднее значение показателя (11,9%).

В целом, удельный эффект от реализации мероприятий составит 1,19% на 1% роста тарифа. При определении удельного эффекта было принято допущение, что плановый рост тарифа (без учета надбавки) составит 110%.

Таким образом, сформированный план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации в целом можно считать эффективным и целесообразным. При этом необходимо помнить, что поэтапное обновление и совершенствование систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО, должно параллельно сопровождаться мерами по поддержанию имеющегося оборудования и сетей в надлежащем состоянии путем проведения технического обслуживания и текущего ремонта в соответствии с установленными требованиями.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, особое внимание, которое в настоящее время уделяется повышению эффективности деятельности ОКК.

Организация должна не просто составить «набор» мероприятий и примерно оценить «цену вопроса», но и сформировать цели их реализации, определить источники финансирования и спрогнозировать конечные результаты принятых мер, которые должны быть понятны и измеримы.